Каргополь — нетронутый островок: очерк (Архангельская область)

Каргополь — исторически красивейший город, районный очаг Архангельской области находится в многих часах езды от областного центра. Он расположен на левом берегу реки Онеги около озера Ла

Каргополь — исторически красивейший город, районный суть Архангельской области находится в многих часах езды от областного центра. Он расположен на левом берегу реки Онеги около озера Лаче. Сюда приезжают, что бы полюбоваться на храмы, успокаиваться от суеты. Несмотря на то, что посёлок вдали от столицы, уже и здесь появились москвичи, которые прикупили себе здесь хижина либо ведут бизнес.

В Каргополе, в различие от других городов области, местные начальство заботятся о сохранении исторического облика города. Так, в исторической части запрещено воздвигать дома выше двух этажей, Но и на них нуждаться получить согласование. наружный лицо новых зданий должна одобрить администрация. И действительно, суть города подкупает своей красотой. Она совсем не в новострое, она — в нетронутости. Вдоль центральной дороги города растут огромные ели, которые и создают чувство уединенности. Каргополь стоит на пересечении дорог, по-этому раньше здесь шла оживленная торговля. Местные по старинке называют все крупные дороги трактами — например, Архангельский тракт ведет на Архангельск и Кенозерский парк, Ошевенский — на Ошевенский монастырь, Няндомский (ранее Шенкурский) — на Няндому, Пудожский — на Пудож и Петрозаводск. старание к нетронутости, к уединению, свойственно жителям Каргополя давно. потреблять легенда, что Савва Мамонтов хотел обманывать пропускать города железную дорогу. Но местные купцы высказались скоро визави этого. Они увезли местного городского главу в лесную избушку и две недели поили его водкой, уговаривая не подписывать сделка с Саввой Мамонтовым. В итоге железная шоссе соглашаться чрез Няндому, от которой до Каргополя — час езды.

Есть в Каргопольском районе свои особенности, которых я нигде не встречала. некоторый деревни называются в народе иначе, нежели официально. поселение Петровская называется в народе Полуборье, Трофимовскую называют Волосово, деревню Ватамановская называют Печниково. И да — едва не со всеми.

Говорят, что в Каргополе выключая церквей глядеть нечего. Но это не да — около города очень привлекательные северные пейзажи, река, и живут здесь замечательные люди. Основными достопримечательностями, конечно, являются церкви и храмовые ансамбли. Их здесь миллион — в самом Каргополе, в Саунино, в Лядинах, в селе Архангело, в Ошевенске и т.д. в самом Каргополе сохранились следующие храмы: храм Рождества Богородицы, храм Рождества Иоанна Предтечи , Христорождественский собор, соборная колокольня, храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Благовещенская, Никольская, Введенская и Троицкая церкви, моленная Свято-Духовскиго прихода и Воскресенская церковь. В настоящее время начата, Но приостановлена реставрация Воскресенской церкви. сей быль колоссально расстраивает местных жителей — с собора сняли крышу и частично купола, Но за нехватки средств либо по другим причинам, реставрация остановилась, и местные не знают, Кагда она будит продолжена. А в это время здание то заливают дожди, то засыпает снег. дробь храмов — это действующие церкви, знание входят в круг музея. Но деревян
3580
ных церквей в самом Каргополе не сохранилось, они снедать в близлежащих селах. Там же понимать и поворотные колодцы, которые были восстановлены самими местными жителями.

Что характерно, местные жители, готовы работать восстановлением своих храмов. Но могут исполнять это в отдалении не всегда. Например, восстановления требует храм Архангела Михаила в селе Архангело. Она накренилась как Пизанская башня, и покамест идут споры о том, как ее реставрировать, продолжает долго крениться. Местные умельцы готовы выправить ее, затратив на это только не мало сотен тысяч рублей. Но памятник сей имеет федеральный статус, по-этому местному сообществу добра на реставрацию не дают. Иногородние реставраторы утверждают, что возрождение церкви потребует около 15 млн рублей. А храм тем временем стоит бес ремонта.

Туристы, посещающие сей город, непременно едут в деревня Ошевенское, что бы понимать Ошевенский монастырь. Он стоит на берегу реки Чурьюги близко от села и вновь является действующим монастырем. сей убежище был основан в 1453 году Александров Ошевенским. Ходит молва, что Кагда основывался монастырь, Александр Ошевенский попросил в дома на краю деревни воды, Но ему отказали. И в этом случае он ударил посохом о землю, и сказал: «Будете обитать около воды, Но бес воды!». Считается, что с тех пор река Чурьюга стала исчезающей. И действительно, доходя до края деревни, летом река пропадает, а опосля деревни она вторично появляется из-под земли и течет дальше. Вода в русле реки в деревне потреблять только в промежуток таяния снега, а опосля этого, река уходит под землю, прячется. да и живут человеки — около кого бездонный колодец, около кого — скважина, а который и ходит зa водой с ведрами. употреблять и другое иллюстрация этого эффекта — река проходит по карстовым полостям, и вдруг исчезает, да как и карстовые озера могут исчезнуть. Таких в Каргополье немало.

Если гнать по Ошевенскому тракту, то дорогу пересекает пунцовый ручей. слово его пошло от того, что грешники, идущие в Ошевенский монастырь, должны были последние 7 километров ходить на коленях, искупая грехи. В этом ручье они могли омыть ноги, опосля чего вода в нем, конечно, становилась красной от крови. Ошевенский тракт тупиковый, опосля поселка мелкий Халуй в другие села и деревни дозволено попасть только грунтовыми дорогами либо тропами.

Дорога на Ошевенский убежище проходит чрез Каргопольскую сушь. да называется место, где нет озер, а в земле ворох известняка. Летом и зимой путь замечательная, а весной и осенью ее размывает так, что застревают автобусы с туристами и даже лесовозы. Ситуацию усугубляет то, что дорогу отсыпают тем же известняком, какой прекрасно впитывает влагу. по-этому точный шоссе становится непроезжей. Весной сей промежуток длится недели три, а осенью — около месяца.

В селе Саунино туристы смотрят храм Иоанна Златоуста (1765), в дер. Река — храм Георгия Победоносца (1897-99), в дер. Погост — Богоявленскую Колокольню (1878) и часовню Георгиевскую (19 в), в дер. Халуй — храм Ильинскую (19в), в селе Архангело — Сретенская храм (18в). В Лядинах — Лядинский храмовый согласие и пришкольный музей народного искусства. Правда, школу закрыли, а музей остается в неопределенном статусе.яч В Каргополе вкушать снова одно вконец интересное событие — пир колокольных звонов. Мне удалось посетить его в этом году, о чем я всесторонне не жалею. В деньки фестиваля дозволено сделать визит все мероприятия подряд, и никаких признаков усталости не будет. Колокольные звоны развеивают ее при первом появлении. В январе 2011 возраст в фестивале принимал покровительство не только туземный Каргопольский хор, Но и Северный русский духовный народный хор. и желающие могли услышать и хор духовной музыки «Святилен», какой называют визитной карточкой Каргополья. Жители Каргополья с удовольствием принимают гостей. Конечно, туризм здесь развивается, Но медленно. Здесь не любят спешки. Появляются гостевые дома, в некоторых домах создаются кафе для туристов, в самом Каргополе потреблять не мало частных музеев народного искусства. Каргополь — не заброшенный город, Но здесь маловато современности. если вы хотите понимать нетронутую Россию, приезжайте в Каргополь!

Обсуждение закрыто.